МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Тугулымского ГО
МБОУ Заводоуспенская СОШ № 23
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Курскиева_Н.С____
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
Согласовано
с зам. директора по УВР
Кузнецова О.Н
Приказ № 39
от«28» августа 2023 г.
«Утверждаю»
Директор школ
Зазыкина Е.Е
Приказ № 39
От 28 августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Основы финансовой грамотности»
Для обучающихся 8 класса.
.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета основы финансовой грамотности составлена в соответствии со
следующими документами:
•
•
•
•
1.1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015
№1577, п.15.
Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения Российской Федерации;
Цель реализации программы, задачи
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с
основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования и требованиями к планируемым результатам основного общего
образования по финансовой грамотности. Ключевой целью программы является развитие
компетенций финансовой грамотности выпускников, формирование базовых знаний и умений
в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой
безопасности.
Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием
финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов
и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития
личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и
профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального
поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся
применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о
личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового
рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит
подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления
личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем,
применить полученные знания в реальной жизни. Кроме того, задачи с финансовоэкономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной
школы ЕГЭ.
Особенностью данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на
формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности
и
благополучия.
Отличительной особенностью программы предмета «Основы финансовой грамотности»
является то, что он базируется на системно - деятельностном подходе к обучению, который
обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не
только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции,
личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия
рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Задачи программы:
• создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных
компетенций;
• формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости;
• изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня
финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;
• освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах
управления личными финансами;
• овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
• формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
• формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
• формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
• воспитывать ответственность за экономические решения.
Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого,
критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим
образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее
своих близких и своей страны.
1.2.
Общая характеристика предмета
Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование
специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и
средних специальных учебных заведений.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
•
освоение финансовых знаний, основ финансовой культуры ведения личного бюджета,
умений необходимых для поиска и использования финансовой информации,
проектирования и создания личного финансового плана;
•
овладение умениями и навыками разумного финансового поведения при принятии
обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышения эффективности
защиты прав как потребителей финансовых услуг;
•
развитие познавательных интересов, финансово-экономического образа мышления,
интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
•
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к
труду и предпринимательской деятельности.
Задачи изучения курса:
•
формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих
принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях,
об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных
рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
•
формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов,
навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
•
формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования,
установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления
сбережениями;
•
формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного
инвестирования;
•
формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности
действий в будущем;
•
обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются
практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести
специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. Учитывая
высокую степень актуальности тематики уместно в качестве основных образовательных
технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную
исследовательскую деятельность. В процессе проектирования учащиеся систематизируют
полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы,
происходящие на финансовых рынках.
1.3.
Место предмета в учебном плане
Срок реализации программы определяется в рамках возрастной категории обучающихся. По
решению образовательной организации можно выполнить программу курса как за один год,
так и за несколько лет отдельными модулями. Курс «Основы финансовой грамотности» может
быть реализован в образовательной организации следующими способами:
• в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего
образования в виде отдельного курса, дисциплины (модуля) за счет части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений;
• в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего
общего образования в интеграции с другими предметами: экономикой, математикой,
информатикой, обществознанием, правом, ОБЖ;
• в рамках программы дополнительного образования.
Особое место при реализации курса «Основы финансовой грамотности» отведено предметам
обществознание и экономика. Темы данного курса включены в планируемые результаты
примерной основной образовательной программы по этим предметам. УМК «Основы
финансовой грамотности» может применяться в образовательных организациях при
преподавании курса экономики, так как полностью соответствует содержанию и будет
способствовать достижению предметных результатов. В этом случае достаточно рабочей
программы по предмету экономика или обществознание.
1.4.
УМК
Методическое обеспечение программы данного курса — учебно-методический комплект
(УМК), включающий учебник и рабочую тетрадь: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы
финансовой грамотности», М. «Просвещение».
Электронная версия (ссылка): УМК «Основы финансовой грамотности» — Группа компаний
«Просвещение» (prosv.ru)
В дополнение к непосредственной работе с УМК следует активно использовать Интернетисточники актуальной аналитической информации, сведения о текущих показателях
финансовых рынков, о предлагаемых населению банковских продуктах, об изменениях в
законодательстве.
2.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1.
Личностные
Личностные результаты изучения курса:
•
сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
•
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
•
готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению;
выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
•
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
•
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
•
мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и
планирования;
•
осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое
благополучие, благополучие своей семьи и государства.
2.2.
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
финансовых задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых
альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного
бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере
материалов данного курса;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения задач данного курса;
•
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
•
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
•
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ- компетенции), навыков работы со статистической,
фактической и аналитической финансовой информацией;
•
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия
2.3.
Предметные
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Планируемые предметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности» на
базовом уровне могут быть достигнуты как на уровне основного, так и на уровне среднего
общего образования.
Выпускник научится:
•
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
•
различать экономические явления и процессы общественной жизни;
•
выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
•
понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
•
применять способы анализа индекса потребительских цен;
•
анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми
правоотношениями в области личных финансов;
•
объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
•
знать и конкретизировать примерами виды налогов;
•
различать сферы применения различных форм денег;
•
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
•
формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
•
грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни • различать виды ценных бумаг; •
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно
личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные;
•
определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
•
различать виды кредитов и сферу их использования;
•
уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
•
разумному и безопасному финансовому поведению;
•
применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;
•
выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
Выпускник получит возможность научиться:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники
информации;
применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической
деятельности и повседневной жизни;
анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников
различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица,
график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый
план;
грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий
в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей заемщика и акционера;
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролей наемного работника и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе
полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Основы финансовой грамотности»
Модуль 1 «Личное финансовое планирование» (6 часов).Основные понятия: Человеческий
капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт
планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет,
семейный бюджет, дефицит, профицит , баланс. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной
деятельности: Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного)
бюджета, оценка его баланса; Практикум. Составление личного финансового плана
(краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета,
анализ и коррекция личного финансового плана; Мини-проекты. «Планирование сбережений
как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ
сберегательных альтернатив»
Модуль 2 «Депозит» (4 часа). Основные понятия: Сбережения, инфляция, индекс
потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик,
депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой
процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная),
банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность. Практикумы и тренинги в рамках
внеурочной деятельности: Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых
рисков при заключении депозитного договора»; Мини-проекты. Отбор критериев для анализа
информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей
вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора
сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов
начисления процентов и других условий); Мини-исследование. «Анализ возможностей
интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».
Модуль 3 «Кредит» (5 часов).Основные понятия: Банковский кредит, заемщик, виды кредита,
принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая,
кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК),
виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения
кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита
прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро
кредитных историй, минимальный платеж по кредиту. Практикумы и тренинги в рамках
внеурочной деятельности: Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых
рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при
приобретении ее в кредит»; Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о
банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»;
«Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых
критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;Миниисследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».
Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции» (3 часа). Основные понятия: Банковская ячейка,
денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные,
дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании
интернет-банкинга, электронные деньги. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной
деятельности: Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью
банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской
карты»; Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».
Модуль 5 «Страхование» (4 часа). Основные понятия: Страховые риски, страхование,
страховщик, страхователь, выгодоприобретатель , страховой агент, страховой брокер, виды
страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев,
медицинское
страхование,
страхование
имущества,
страхование
гражданской
ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай,
страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты. Практикумы и
тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Расчет страхового взноса в
зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов.
Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков
поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг; Мини-проект.
«Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и
предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для
заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и
страхователя. Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая».
Модуль 6 «Инвестиции» (4 часа). Основные понятия: Инвестиции, инфляция, реальные и
финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации),
инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых
инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции,
облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ
инвестирования для физических лиц. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной
деятельности: Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах
инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными
источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты,
интернет-ресурсы и пр.);Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом
инфляции. Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования
для различных финансовых целей; Мини-проект. «Разработка собственной стратегии
инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее
реализации»;Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов
по уровню доходности, ликвидности и риска»;Мини-исследование. «Критический анализ
интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».
Модуль 7 «Пенсии» (2 часа). Основные понятия: Пенсия, государственная пенсионная
система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды,
трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера
пенсионных накоплений. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Тренинг.
Развитие навыков планирования и прогнозирования. Мини-исследование. «Сравнительный
анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных
накоплений»
Модуль 8 «Налоги» (2 часа). Основные понятия: Налоговый кодекс РФ, налоги, виды
налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы
налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы,
порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Практикумы и тренинги в
рамках внеурочной деятельности: Практикум. Формирование практических навыков по
оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения
налоговых выплат физических лиц. Практикум. Формирование практических навыков
получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения
затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.
Модуль 9 «Пирамиды и финансовое мошенничество» (4 часа). Основные понятия:
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности,
виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при
операциях с наличными. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Тренинг.
Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке
Календарно-тематическое планирование.
№
урока
Тема урока
Характеристика
основных
видов деятельности ученика
Формы учебного
сотрудничества
Дата
Тема I. Личное финансовое планирование. Вводное занятие (6 час).
1.
Вводный
урок. Знакомство с курсом. Краткая Беседа.
Что такое личные характеристика изучаемого
финансы?
курса. Знать роль предмета.
Знать понятие «деньги», их
функции,
виды.
Формирование
понятия
человеческого
капитала.
Формирование
знаний
о
применении человеческого
капитала.
3
Принятие
Принятие решений о личном
решений.
финансировании.
Уметь
создавать
личный
финансовый
план
достижения целей.
4
Использование
Изучение
методики
SWOTанализа проведение SWOT- анализа
для
выбора привлекательности
карьеры.
определенной профессии.
5
Домашняя
Уметь создавать личный
бухгалтерия.
финансовый
план
достижения целей. Принятие
решений
о
личном
финансировании.
Составление текущего и
перспективного
личного
финансового бюджета.
6
Составление
Уметь объяснять, что такое
личного
потребление, что является
финансового
основными
источниками
плана.
доходов.
ТемаII. Депозит. Накопления и инфляция. (4 часа).
7
Накопления
и Знать понятия накопление и
инфляция.
инфляции,
причины
инфляции. Рассчитывать
инфляцию.
2
Человеческий
капитал.
Час общения.
Деловая
игра,
разбор
ситуаций.
Беседа,
проектирование
тренинг
Беседа, игровой
тренинг.
Работа
над
проектом.
Защита проекта.
Беседа.
8
9
Что такое депозит Знать понятие депозит. Уметь
и
какова
его давать собственную оценку Беседа,
дискуссия.
природа?
рискам Способы начисления
процентов по депозитам.
Условия депозита. Знакомиться с условиями и
содержанием депозита. Уметь проектирование
характеризовать особенности
депозита в России. Знать
способы
начисления
процентов по депозитам.
10
Преимущества и Вычислять
простые
и
недостатки
сложные
проценты
по
депозита.
депозиту.
Приводить
примеры виды банковских
депозитов.
Тема III. Кредит. Как работает кредит. (5часов)
11
Что такое кредит? Знать понятие кредит.
Как
работает
кредит.
12
Характеристика
Знакомство с основными
кредита.
характеристиками
кредита.
Знать
необходимые
документы при оформлении
кредита.
13
Практикум.
Научиться анализировать и
Принятие решения сравнивать
условия
по
о взятии кредита.
кредиту в различных банках.
14
Как
выбрать Уметь
характеризовать
наиболее
особенности
кредита
в
выгодный кредит
России;
приводить
собственные примеры прав и
обязанностей
кредитополучателя.
15
Как
уменьшить Уметь
приводить
стоимость
собственные примеры; давать
кредита.
оценку изученному явлению.
Тема IV. Расчетно-кассовые операции (3 часа)
16
Расчетно-кассовые Знать понятие «Банковская
операции.
система»,
функции
Хранение, обмен и центрального банка. Решение
перевод денег.
познавательных
и
практических
задач,
отражающих
типичные
экономические ситуации.
17
Платежные
Знакомство
с
выбором
средства.
банковской карты. Виды
банковских карт (дебетовая и
кредитная). Понимать, в чем
состоит механизм получения
банковской прибыли. Уметь
характеризовать основные
виды банковских процентов.
18
Электронные
Применение
пластиковых
деньги
и карт в расчетах и платежах,
дистанционное
различие между дебетовыми
банковское
и кредитными картами. Знать
обслуживание.
правила
пользования
банкоматами, мобильными
банками, онлайн-банками.
Игровой
тренинг.
лекция.
лекция.
Тест.
Решение
познавательных
задач.
дискуссия.
тренинг
Беседа, решение
познавательных
задач.
Беседа, деловая
игра.
Работа
проектом.
над
Тема V. Страхование. Способы защиты от рисков. (4 часа)
19
20
21
22
Что
такое
страхование?
Способы защиты
от рисков.
Знакомство с понятиями
страхования,
страхователь,
страховка,
страховщик,
договор
страхования.
Знакомство
ведущими
страховыми
компании
в
России.
Оценка
роли
обязательного
и
добровольного страхования в
жизни человека.
Виды
Знакомство
с
видами
страхования.
страховых продуктов. Анализ
договора
страхования,
ответственность страховщика
и страхователя. Составление
таблицы
«Страховые
продукты с учетом интересов
страхователя».
Практикум.
Расчет страхового взноса в
Покупка
зависимости
от
размера
страховки.
страховой суммы, тарифа,
срока страхования и других
факторов.
Как использовать Знать особенности личного
страхование
в страхования.
Алгоритм
повседневной
поведения страхователя в
жизни?
условиях
наступления
страхового случая.
Урок-лекция.
Беседа,
викторина.
диспут.
Деловая игра.
Тема VI. Инвестиции. Основы инвестирования.(4 часа)
23
24
25
26
Что
такое
инвестиции?
Основы
инвестирования.
Знакомство
с
понятием
инвестирования.
Анализ
информации
о
способах
инвестирования
денежных
средств,
предоставляемой
различными
информационными
источниками и структурами
финансового рынка.
Основы
Знакомство с инструментами
инвестирования.
личного финансирования на
Как
выбирать финансовых рынках и их
активы.
особенности. Составление и
анализ схемы «Структура
рынка капитала».
Практикум
по Расчет доходности методом
инвестициям.
простых
и
сложных
процентов.
Процесс
Знакомство
с
ценными
лекция.
Игровой
тренинг.
тест
Беседа
инвестирования.
бумагами., видами ценных викторина.
бумаг, операции на рынке
ценных
бумаг.
Расчет
доходности методом простых
и
сложных
процентов.
Анализ различных способов
размещения
средств
потребителя
и
их
преимущества и недостатки.
Тема VII. Пенсии. Пенсионная система. (2 часа)
27
Пенсионная
Знакомство
с
понятием
система.
пенсии. Анализ информации Беседа. Решение
о видах пенсии. Анализ познавательных
задач.
корпоративных пенсионных
программ.
28
Как сформировать Вычет
размера
пенсии. Анализ
частную пенсию.
Знакомство с инструментами ситуаций. Тест.
получения пенсии.
Тема VIII. Налоги. Как работает налоговая система. (2 часа)
29
Налоги.
Как Знакомство
с
понятием
работает
налоги.
Формирование
налоговая
базовых знаний о налоговой
система.
системе РФ как инструменте
Беседа.
государственной
экономической политики.
Составление схемы «Налоги
их виды».
30
Правила расчета Расчет налогового вычета по Решение
налогов на физлиц НДФЛ.
Расчет
НДС. познавательных
в России.
Функции налогов. Налоговый задач.
вычет. Местные налоги.
Тема IX. Финансовые махинации. Махинации с банковскими картами. (4 часа)
31
Финансовые
Анализ рисков банковским
махинации.
картам.
Оценка
средств
Махинации
с защиты банковских карт. лекция.
банковскими
Составление
алгоритма
картами.
действий, если вы стали
жертвой
мошенников.
Вычисление степени рисков.
32
Махинации
с Анализ типичных махинаций
кредитами.
с кредитами. Вычисление Решение
степени рисков. Составление познавательных
алгоритма действий , если вы задач.
стали жертвой мошенников.
33
Финансовые
Знакомство с
Решение
пирамиды.
мошенническими
познавательных
инвестиционными
задач.
предложениями
34
Практикум
по Обсуждение и решение кейса Решение
махинациям
о махинациях
познавательных
задач